История.

Шестиструнная гитара первоначально (во второй половине XVIII века) получила широкое распространение в Западной Европе. Затем этот инструмент стал очень популярен в странах американского континента. В настоящее время шестиструнная гитара является популярным музыкальным инструментом во всем мире. Гитара - это, образно говоря, фортепиано в миниатюре, так как, в отличие от многих других струнных музыкальных инструментов, у гитары имеются широкие возможности воспроизведения акко мпанимента, который состоит в основном из различных последований аккордов, сопровождающих развитие мелодической линии. Кроме того, она обладает своеобразным, ласкающим слух тембром звучания. Перечисленные свойства гитары дают возможность применять ее в к ачестве сольного и аккомпанирующего инструмента.

Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента - наблы, внешним видом напоминающего гитару.

Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла - символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилонии и Финикии. В XIII в. арабы завезли ее в Испанию, где она вскоре получила полное признание.

Слово "гитара" арабского происхождения.

В конце XV в. состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах.

В культурной жизни Испании, начиная с XVI в, большую роль сыграли многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания - "салоны", собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких салонов.

До XVII в. гитара в России не имела большого распространения. Ее можно было встретить лишь в богатых домах, случайно привезенной из-за границы.

Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина, жившего в России в XVIII в. Он писал о том, что гитара в России распространялась медленно, но с приездом на гастроли среди других гитаристов-виртуозов Цани де Ферранти, Ф. Сора, М. Джулиани и других, этот инструмент завоевывает себе симпатии и получает широкое распространение. Появляются в начале XIX в. русские гитаристы: М, Соколовский, Н, Макаров и другие, успешно концертирующие в России и за границей.

Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России, В произведениях композиторов 30 50-х гг, прошлого века явно ощущается ее влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М. Глинки и А.Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Испании, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал гениальные произведения для симфонического оркестра: "Арагонскую хоту" и "Ночь в Мадриде". Композиторы Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и другие свои широко популярные романсы и песни написали в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу. Свои задушевные романсы, полные элегической грусти или романтической взволнованности, Варламов пел, с опровождая их мягкими переборами на гитаре.

В начале XX в, гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.

Со второй половины ХIХ в. гитара уходит на второй план. Причина тому - появившиеся виртуозы пианисты, скрипачи, оркестры. Казалось, что гитара со своим камерным звучанием больше не будет звучать в концертных залах. Так было во многих странах Европы. Гастроли великого испанского гитариста Андреса Сеговии на Западе и в России вернули инструмент к жизни. Несколько раз А.М. Иванов-Крамской встречался с Сеговией и именно эти беседы помогли русскому гитаристу выдержать в тяжелейших условиях 30-50-х гг. Долгие годы он был первым и единственным гитаристом-исполнителем в нашей стране.

В 1931 г. в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитаре. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П.С. Агафошин и П.И. Исаков. В 1932 г. преподавание на гитаре было введено в Московской, Киевской и других консерваториях.

Они подготовили кадры молодых специалистов. Часть музыкантов занялась педагогической деятельностью, другая - исполнительством.

Петр Спиридонович Агафошин родился в 1874 г. Более сорока лет он работал артистом оркестра в Государственном Малом театре. С 1931 г. вел класс гитары в музыкальном училище им. Октябрьской революции и Московской государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками, Агафошину принадлежит книга "Новое о гитаре", изданная в 1928 г. Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собственных транскрипций и к омпозиций выпущены в 1930-1950 гг.

Деятельность Агафошина, направленная на развитие в нашей стране культуры игры на шестиструнной гитаре, была высоко оценена советским правительством. Он награжден орденом "Знак Почета" и двумя медалями. Агафошин вложил много труда, чтобы создать профессиональные кадры гитаристов, исполнителей и педагогов.

Периодически устраивались конкурсы, в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гитаристы. В 1936 г. Всесоюзное радио провело конкурс молодых исполнителей, в том числе и гитаристов. В 1939 г. состоялся Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах. В Москву съехались представители всех республик. Среди победителей были и гитаристы.

В годы Великой Отечественной войны и после, гитара в учебных заведениях не преподавалась.

В 1952 г. было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы.

Большую роль сыграл Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957), где проходил международный конкурс гитаристов. Русские гитаристы завоевали почетные звания лауреатов международного конкурса.

В 1960 г. в музыкальном училище при консерватории введено обучение игре на гитаре. Гитара не преподавалась в музыкальных училищах России около 30 лет. Уже после смерти А. Иванова-Крамского классы гитары открылись в Гнесинском институте и других вузах России.

Можно с уверенностью сказать, что гитара теперь заслужила всеобщее признание, лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое участие в пропаганде этого замечательного инструмента.

Некоторые сведения о гитаре и струнах.

Гитара состоит из 2-х основных частей - корпуса (кузова) и грифа, в который поперечно вставлены латунный порожки. Расстояние между двумя порожками называется ладом. Порожки вставляются в гриф с рассчитанной математической точностью, именно по этому расстояние между двумя соседними порожками по направлению к корпусу (вниз по грифу) уменьшается. Каждый лад равен одному полутону.

Корпус гитары состоит из 3-х частей: верхней деки, нижней деки и обечайки (бока).

Устройство гитары

Посреди верхней деки находится отверстие - розетка (голосник). Розетки бывают круглыми, овальными или в виде двух отверстий в форме латинской буквы f, такие розетки делаются на электрогитарах с полым корпусом, либо на акустиках, предназначенных для игры медиатором.

На некотором расстоянии от розетки на верхней деке прикреплена подставка с отверстиями для закрепления одного из концов струн. На подставке находится нижний порожек, который поддерживает струны на определенном уровне над грифом и передает колебания струн верхней деке. Существуют гитары, у которых нижний порожек отделен от подставки и может передвигаться.

К корпусу наглухо прикреплен (приклеен) гриф, или же крепление грифа к корпусу осуществляется при помощи винта, которым производится регулировка высоты струн над грифом. Считается, что у гитар с вклеенными грифами звук имеет больший сустейн, чем у гитар с грифом на болте.

Верхняя часть грифа называется головкой грифа. В голове находиться колковый механизм, при помощи которого натягиваются струны. Сила натяжения каждой струны, в зависимости от материала, из которого они сделаны, колеблется от 30 до 60 кг. Головки могут быть под углом, относительно грифа, либо продолжать его линию, не образуя ни какого угла.

Обычно грифы вклеиваются "ласточкиным хвостом", а не торцом к корпусу.

Колковый механизм может быть с закрытыми либо открытыми колками. Закрытые колки находятся в прорезях, а открытые на самой головке. Преимущество закрытых колков в том, что на них гораздо легче накручивать струны, так как они больше и ограничены с двух сторон. На классических гитарах (фламенко) делают только закрытые колки, в не зависимости от того насколько они хороши. И ничего не поделать, такая у испанцев культуры. На других акустических гитарах (не классических), колковый механизм может быть любым, но само собой отрытые колки солидней. На электрогитарах закрытые колки не делают вообще.

На грифе находятся лады (металлические порожки), вделанные поперек грифа. Счёт ладов ведётся от головки грифа. Обычно на 5, 7, 10 и 12 у акустик и 3, 5, 7, 9, 12, 15, 17, 19, 21 и 24 ладах у электрогитар нанесены пометки, так называемая инкрустация. Инкрустация может быть самой различной, от банальных точек или ромбов, до миниатюрных рисунков Леонардо Да Винчи. На некоторых гитарах инкрустацию наносят не на саму накладку (игровую часть) грифа, а на его верхнюю часть.

В обечайку (сзади) вделана пуговка - крепление для ремешка. Один конец ремешка фиксируется за пуговку, а другой привязывается к головке, либо ко второй пуговке, вделанной в пятку грифа или в обечайку.

Одна из самых важных деталей гитары - струны. И если играть без порожков ещё как-то можно, то без струн уж точно не поиграешь.

Струны бывают металлическими и нейлоновыми. Нейлоновые струны на гитарах с небольшим (узким) корпусом звучат плохо - тускло и глухо. Но нейлон незаменим на классиках и на очень старых (антикварных) инструментах, ибо не все грифы могут выдержать сильное натяжение металлических струн.

Во многих пособиях по игре на шестиструнных акустических гитарах можно встретить противоречие. Одни утверждают, что нейлон лучше металла, другие наоборот. Вообще этот вопрос можно рассмотреть с двух точек - с точки зрения любителей нейлона, и тех, кто предпочитает металлические струны.

Нейлон хорош тем, что он мягок, эластичен, устойчив к истиранию, многократному изгибу, он больше диаметром, чем металлические струны и его легче прижимать. Классические гитаристы утверждают, что нейлон намного лучше, потому что, играя на нём можно достичь большего прогресса, то есть развить быстроту и качество игры.

Один очень большой недостаток нейлона - он тянется. И очень сильно он это делает в первые дни. В это время вся игра превращается в сплошную настройку. Конечно любые струны, в независимости от материала вначале тянутся, но нейлон по сравнению с другими очень "нахален". Как правило, процесс стабилизации тянется 3-4 дня.

Нейлон идеально подходит новичкам, пальцы которых ещё не окрепли, и нашим любимым девушкам, с их очаровательным маникюром.

Металл жёстче чем нейлон, и следовательно сильней натягивается. Если он сильно натягивается, значит издаёт более резкий и яркий звук.

Само мнение, что играть на металлических струнах с технической стороны сложно, можно опровергнуть тем, что любую технику игры можно развить. Считается, что пальцы гитариста прошли крещения, только после того, как с них сойдёт "по три кожи".

Струны по жёсткости делятся на мягкие (слабая растяжка), полутвёрдые (средняя растяжка) и твёрдые (сильная растяжка). Твёрдые струны сильно натягиваются, их звук резкий. Мягкие струны натягиваются не так сильно, как твёрдые их звук мягкий, я бы сказал слегка размазанный. Полутвёрдые струны - что-то среднее.

Помимо жёсткости струны различаются по диаметрам. Обычно за эталон диаметра всего комплекта струн берут диаметр первой. Он может быть от 0,007" до 0,014". Диаметры меньшие 0,007" встречаются редко, так как чаще всех других рвутся. Часто в комплекте к струнам с мелким диаметром прилагается запаска к 1й, 2й и 3й струне.

Обмотка из тонкой проволоки, которая намотана на 6й, 5й, 4й, и обычно на 3й струне называется канителью.

Когда строй уже не держится, звук становится скудным, либо струны рвутся их естественно надо менять.

Каждый гитарист выбирает струны для себя, по своему опыту и вкусу, выбирая диаметр и материал из которого они сделаны. Как и процесс выбора самого инструмента, выбор струн тоже сугубо индивидуален.

Расстояние между струнами и металлическим порожком двенадцатого лада обычно составляет 2.5-3 мм при использовании металлических струн и 3-4 мм при использовании нейлоновых струн. Если струны находятся близко от грифа, то при извлечении громких звуков они дребезжат от задевания за порожки ладов. Отдаление струн от грифа дает возможность извлекать более громкие звуки, но зато потребуется больше усилий для прижатия струн к ладам. Нормальная высота струн обеспечивается при изготовлении гитары. Если гриф соединен с корпусом при помощи винта, то можно изменять высоту поворотом гитарного ключа, надеваемого на головку винта.

Транспортировка инструмента

Инструмент надо держать подальше от прямых солнечных лучей. Ни в коем случае не оставляйте инструмент вблизи отопительных приборов и вообще любых устройств, которые генерят тепло. Избегайте влажной среды, вполне возможно, что от влаги корпус гитары может расклеиться.

Ни в коем случае не вешайте гитару на стену, постепенно гриф гитары и сам корпус может деформироваться. Не подпускайте к гитаре маленьких детей, трудно сказать, что они могут с ней сделать.

Транспортировать инструмент желательно не в руках, а в чехле. Чехол покупайте такой, что бы он: не пропускал влагу (кожа, или кожзаменитель), был утеплён изнутри, имел ручку и ремень. Молния должна находиться с торцевой части, а не в "дне". Помимо молний ещё могут быть заклёпки и пуговицы.

Материал, из которого сделана внешняя сторона чехла, должен быть из грубой ткани или кожи. Если же у Вас не утеплённый чехол в зимнее время заматывайте его в полотенце или что-нибудь в этом роде, потому что струны и дерево имеют свойство стягиваться на морозе, а играть на замёршем инструменте категорически воспрещается.

]]> Rambler Top100 ]]>
Реклама:      

© 2001-2017 Ганичев Андрей
http://www.ngavan.ru - В нашу гавань заходили корабли
Все права на подборку материалов принадлежат настоящему сайту. Несанкционированное использование информации с сайта без ссылки на него запрещено и преследуется по закону.
http://www.ngavan.ru